Открытые уроки

Открытый урок на тему: "Работа над техникой исполнения музыкальных произведений".

 Цель урока:        

  Улучшение технических возможностей учащейся.
  Задачи урока:

 Устранение ошибок и неровностей игры в позиционных видах техники;

 развитие технических навыков исполнительства;

 воспитание пробуждения интереса к техническим произведениям;

Ход урока.
 Учащаяся 6-го класса Золотарёва Виктория.     Гамма Си мажор. Ученица проигрывает гамму в 4 октавы. Работаем над ровным звуком, подкладыванием 1-го пальца. Устраняли «толкание» кистью, добиваясь ровного ведения кистью по направлению восходящего и нисходящего движения.  
    Аккорды ученица играет состоящие из 4-х звуков. Весьма важно, чтобы аккорд звучал не резко, чтобы ученица не бросала, а мягко и свободно опускала руку, как бы погружая пальцы в клавиши до самого дна. При игре аккордов сталкиваемся с такой проблемой большинства учащихся – несобранность вялость руки и пальцев, сопровождается толканием рукой. Первая задача – убрать тряску и научить вести звуковую линию. Вторая задача – переключать внимание на устойчивость и упругость звучания.
    С ученицей аккорды играли в динамическом разнообразии звучности, начиная, например, первый аккорд – P и crescendo на последующих аккордах. В качестве предварительных упражнений, полезно поиграть составные части аккорда – 1- 5; 1 – 3; 3 – 5; 2 – 5; пальцами. Снятие аккорда с локтем, гибкой кистью. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Основное требование в работе над техникой – экономия движений (лишние движения –неряшливость в игре). Можно выделить три способа движений:

  • Пальцами (всегда);
  • Кистью (локоть спокойный) – для мелких позиционных приемов.
  • Плечом (для аккордов).

       В малых арпеджио по 4 звука, следует приучать учащихся к тому, чтобы кисть руки слегка поднималась при движении от 1-го к 5-му пальцу. Рука должна плавно двигаться вдоль клавиатуры с тем, чтобы 1-й палец, (а в обратном движении 5-й) всегда во – время оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию. Работаем медленно, раскрываем ладонь к 5-му пальцу, выделяя сильную долю.
Следим за круговыми движениями в кистях рук, сначала играем их медленно, кистями рук производим крупно круговые движения, затем немного ускоряем темп, движения в кистях уменьшаются, но внутренне присутствуют. Пальцы не слишком закругляем, но и не слишком выпрямляем, сохраняя небольшую «куполообразность».
 
 
     Выбирая этюд, учитываю  задачи разностороннего развития исполнительских навыков учащихся, иметь в виду с одной стороны, последовательное накопление учеником определенных технических навыков и, с другой стороны, связывать выбор этюдов с намеченными по плану произведениями
Любой этюд имеет определенный звуковой образ и характер звучания (легкий, изящный, волевой и стремительный, певучий, ритмически подчеркнутый или, наоборот спокойный и плавный в своем  движении и т. п.). Определить и разъяснить ученику характер этюда и добиться соответствующего его исполнения и является задачей педагога.
 
      Переходя к вопросу о работе над этюдом, нужно объяснить ученице какова основная цель данного произведения, как материала для развития того или иного технического навыка.
 
        Проигрывая медленно «Этюд» Ж. Дювернуа – До мажор, ученица должна попутно обдумывать и запоминать его строение, детали текста, аппликатуру. Один из важных моментов при изучении этюда – выработка звуковой ровности, полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях, вслушиваясь в получаемое звучание. Нельзя недооценивать значение аккомпанемента, так как именно в нем заложены основы ритмического и гармонического строения этюдов.
Спрашиваю у ученицы: Вика,  а ты узнала, кто такой Жак Батист Дювернуа? – Вика отвечает , что Дювернуа - это французский композитор, пианист эпохи романтизма. Годы жизни: 1802-1880. Он писал свои труды, такие как соч. 176, предназначенный для улучшения координации пальцев, работал над техникой пальцев, сочинял этюды, виртуозные пьесы.
 
     Специальная работа над звуковой и технической отшлифовкой партии аккомпанемента имеет огромное значение для реализации художественного замысла произведения.
Альбертиевы басы –в виде ритмически равномерно фигурированных (разложенных) аккордов. Название связано с именем итальянского композитора Д. Альберти, которому приписывают изобретение указанного приема.
 С ученицей работали разными способами.   
1.Играли аккордами.                                        
2. Задержка 1-го пальца и 5 –го пальца.                                               
3. Разделяли по ритмическим группам.
         Иногда техническое затруднение ученика объясняется недостаточной свободой руки. Устранить возникающее напряжение можно, обратив внимание на целесообразность применения боковых движений кисти, придающих пальцам небольшой размах перед ударом.                
         Большое значение имеет правильный подбор аппликатуры. В этом этюде уделяли много времени точности и грамотности исполнения аппликатуры. Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где сосредоточены наиболее технически трудные эпизоды. Работа над ними должна начинаться уже на первом этапе; заранее подготовленный эпизод дает возможность в более короткий срок справиться с поставленными задачами. Контролируя и проверяя те или иные движения, приемы,  пропуская все через слуховой контроль, учащиеся добиваются автоматизма исполнительских навыков.  
Обязательно играть в этом этюде мелодию, это длинные ноты и слушать в левой руке длинные ноты в басу, это опора всего этюда.
 Список литературы:
1. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. \ Е.Либерман. – М.: Классика - XXI, 2002. 
2. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич. - Методическое пособие. – М.: Кифара, 2002.
3. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. — Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001 
4. Источник  https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/09/17/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-rabota-nad

 


 

 

Открытый урок  преподавателя Канаевой Ю.Б. на тему:

«Работа над произведениями малого  полифонического цикла».

 

 

Цель урока:

 формирование умения и навыков работы над полифоническими произведениями.

 

Задачи урока:

Обучать основным  навыкам и способам  работы над полифоническим произведением;

Развивать  полифоническое  мышление  учащихся;

Воспитывать  исполнительскую  культуру  в  произведениях полифонического склада.

 

                    

Вступительная часть.

         В числе открытий инструментальной музыки XVII  – и первой половины XVIII столетия можно назвать формирование «малого» цикла (микроцикла), состоящего из прелюдии (токката, фантазия) и фуги или фугетты, который является одним из интереснейших феноменов музыкального искусства эпохи Барокко. Во многом сопоставление импровизационной свободы первой части и строгого вдумчивого исполнения второй отразило мироощущение сложной эпохи, её предельно напряженной и многообразной противоречивости. Импровизационная прелюдия (фантазия, токката) воплощает идею свободы, фуга или фугетта - сложившийся, установленный порядок.

    Работа над полифонией – труднейший раздел в воспитании музыканта. Наша музыка многоголосна.  Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого произведения, и зачастую лежат в основе фактуры. Поэтому так важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, пробудить интерес к работе над ней, воспитать способность слышать полифоническое звучание.

     Для исполнения полифонических произведений от ученика требуются осмысленность, певучесть и постоянный слуховой контроль. Развитие хорошего полифонического слуха требует многолетней систематической работы, большого педагогического терпения, времени.

 

Ход урока.

      Сегодняшний открытый урок я проведу с ученицей 5 класса Викторией Золотарёвой.

Вике 11 лет, музыкальные способности хорошие,  старательная девочка, добивается  результата  только своим трудом.

Развивать полифонические способности ученицы мы будем на примере  малого  полифонического цикла - «Прелюдии и фугетты» ре минор Доменико Циполли.

   На начальном этапе изучения этого произведения мы обязательно ведём беседу о жизни и творчестве композитора.

Вика, что ты знаешь о композиторе Циполли?

       ВИКА -Доменико Циполли (1675- 1726) - итальянский композитор эпохи барокко. Современник Баха, Генделя и Скарлатти. Учился в Италии у Алессандро  Скарлатти и Бернардо Паскуини. В 1716 г. Опубликовал сборник пьес для органа и клавесина, быстро приобретший популярность. С 1717 г. жил в Аргентине. Мессы, мотеты и другие духовные композиции  Циполи широко исполнялись в церквах Южной Америки, куда он был направлен для служения Орденом Иезуитов.

      УЧИТЕЛЬ - За свою недолгую жизнь Циполли сочинил - 3 оратории, мессы, литании (греч. litaneia — моление), в латинском обряде разновидность молитвы. Для клавира им были написаны 2 цикла партит (вариации), сюиты  и ряд мелких пьес для клавира и органа.

При реставрации церкви на границе Парагвая и Аргентины в 1978 году было найдено порядка 600 музыкальных рукописей монахов-иезуитов, где среди  прочих были ранее неизвестные сочинения Циполли.

     УЧИТЕЛЬ -Что ты знаешь об эпохе барокко?

      ВИКА - Слово «барокко», с итальянского языка переводится как  «причудливый», «странный», «нелепый», стиль 17-18 веков, а в переводе с  португальского языка  означает «жемчужина неправильной формы».

       Учитель - Эпоха барокко один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве  17-го - середины XVIII вв. Стиль в искусстве, для которого характерны стремление к величию и пышности, увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной.

 Какие инструменты были популярны в эпоху барокко?

     ВИКА. (Клавесин, клавикорд, орган).

      УЧИТЕЛЬ – Сейчас прозвучит прелюдия и фугетта, в исполнении Вики.

(После исполнения спрашиваю)  Вика расскажи, что такое прелюдия?

     ВИКА - Прелюдия -  перевод с латинского «играть предварительно, готовиться к игре» — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

     УЧИТЕЛЬ - Прелюдия изначально возникла в импровизациях церковных органистов, устанавливающих лад музыки, которая должна исполняться во время службы; аналогичными импровизированными «вступлениями» исполнители проверяли настройку и тон своих инструментов.      Также спрашиваю у Вики: «Что ты знаешь о полифонии»?

     ВИКА - Полифония   (от греч. polus - многий и phon - звук, голос; буквально - многоголосие) - вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодических голосов.

     УЧИТЕЛЬ - Каждый голос в полифонической музыке  самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны.

В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают:

Подголосочный вид (многоголосные русские песни). Ведущий голос в них, как правило, верхний. Нижний же, подголосок, лишь  дополняет, раскрашивает основной напев, усиливает его напевность.

Контрастная полифония основана на развитии самостоятельных линий, для которых не характерна общность происхождения от одного мелодического источника. Здесь основную мелодию также в большинстве случаев ведет верхний голос, нижний же, хотя и менее значителен,  тоже самостоятелен в тематическом смысле

Имитационная полифония основана на последовательном проведении в различных голосах, либо одной и той же мелодической линии (канон, либо одного мелодического отрывка – темы фуга). Все голоса в целом равнозначны, но в фуге (разновидность фугетта, инвенция) - ведущая роль у голоса с темой, в каноне у голоса, содержащего наиболее индивидуализированную часть мелодии.

    УЧИТЕЛЬ - И скажи, пожалуйста,  в прелюдии  Циполли, какой вид полифонии?

    ВИКА - В прелюдии – контрастная полифония.

    УЧИТЕЛЬ - основана на развитии самостоятельных линий. В какой форме написана прелюдия?

     Вика - В форме периода.

    УЧИТЕЛЬ  -  Какого характера эта музыка? 

   ВИКА (Импровизационный характер, торжественный.)

   УЧИТЕЛЬ - Она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение. Её не следует играть суетливо, но подвижно. Обязательно надо чувствовать единый стержень.  Пальцы очень активные, не должны вязнуть в клавишах.

Начинаем свою работу над прелюдией с определения фраз и мотивов. Предлагаю сыграть первое предложение и послушать ровная ли мелодическая линия получилась.

Определяем интонации вопрос – ответ, определяем по движению пассажей.

Сейчас играем опорные аккорды. Линия баса должна прозвучать очень выразительно, глубоким звуком. Играть её следует весом руки. Это усилит контраст с певучестью верхнего голоса  и подчеркнёт их самостоятельность.

Возможно, прелюдия первоначально была написана для органа. Какими длительностями идет мелодия?

 Ученица отвечает (шестнадцатыми)

Очень важно не нарушать установленную аппликатуру.

Сейчас играем начало. Работаем над фразами, исполняем выразительно динамические оттенки. Далее работаем ещё над темпом по предложениям. Далее играю сама, объясняю.

Предлагаю ученице сыграть два предложения и  оценить свою игру.

Обращаю внимание ученицы, что прелюдия заканчивается в мажоре, отсюда и динамика остаётся яркой, allargando(алларгандо) — «расширяя».

Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).

       Ученица играет фугетту. Начинаем работу над произведением.

Отмечаем, что темп должен быть, как в прелюдии.  Термин Risoluto -  требует  решительного,  смелого исполнения.

И скажи, пожалуйста,  в  фугетте Циполли, какой вид полифонии?

 ВИКА - имитационный вид полифонии основан на последовательном проведении в различных голосах, одной и той же мелодической линии или темы.

УЧИТЕЛЬ - Все голоса равнозначны, но в фугетте - ведущая роль у голоса с темой.    При разборе обговариваем с ученицей о значении слова «фугетта».

ВИКА - Фугетта – это в переводе с итальянского   маленькая фуга. (Фуга переводится (лат. fuga бег).

УЧИТЕЛЬ – фуга это произведение, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах. По своей структуре фугетты схожи с  фугами, однако менее масштабны.

В Фугетте мы тоже видим  форму периода, как и в прелюдии.

Вначале определили темы в этом произведении  (проговариваем, что тема – это ведущая музыкальная мысль, составляющая основу фугетты).

Отметили цветным карандашом.

Проиграли 1-ю тему, определили в какой тональности  и от каких нот звучит тема. Объясняю Вике, что тема – ядро всего произведения и что она должна быть всегда выразительной и значительной.

Сейчас определяем опорные точки в теме. Куда стремится мелодия? Отмечаем в нотном тексте.  Её не следует играть суетливо.  Обязательно дослушивать четверть в конце темы.

Второе проведение темы  звучит в тональности доминанты и возвращается в тональность ре минор - третье проведение.  (ИГРАЕМ 2-е и 3-е проведение)

После этого мы слышим короткие мотивы между проведениями тем, связующие эпизоды, которые называются……

ВИКА -  интермедиями.

УЧИТЕЛЬ - Признак интермедии – отсутствие темы. В данном случае перекличка голосов и тема снова звучит в тональности доминанты  от ноты «ля». Затем, сразу звучит ещё одна интермедия, в основу которой легла  нисходящая  секвенция. Что такое секвенция?

ВИКА - Секвенция - переводится, как последовательность,  приём, который сводится к последовательному повторению  мелодической фразы на другой высоте

УЧИТЕЛЬ - Обязательно нужно услышать начало и конец звена секвенции. Здесь проявляется тенденция к ускорению. Чтобы этого не произошло  надо прослушать линию баса. И заключительные две темы уже варьируются, звучит тема с шестнадцатыми длительностями, вместо восьмых. (Играем  оставшиеся темы)

     Обращаем внимание  на точное исполнение штрихов. Короткие ноты играем легато, длинные ноты  – обязательно нон легато. Необходимо работать над каждым голосом, как над самостоятельной мелодической линией. Партии также отмечаем цветными карандашами. 

Играли  и пели каждый голос отдельно. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно поучить попарно.

Играли вместе. Два голоса ученица, а третий голос преподаватель и наоборот.  Затем один голос поём, остальные играем. Полезно партии поиграть в других октавах, например два голоса по тексту, а третий на октаву выше, затем на октаву ниже.

Сейчас мы покажем самый сложный способ работы над полифонией. Два голоса мы будем играть, а третий петь. (Исполняем вместе)

В фугетте определяем  кульминацию - она звучит взволновано и приходится на последнюю строчку. Объясни мне, что такое кульминация?

ВИКА-Кульминация - это наивысшая точка напряжения в произведении.  Переводится это слово, как вершина.

 УЧИТЕЛЬ - Кульминация - это самая волнующая часть.  Вика, исполни выразительно динамику и старайся добиться певучей игры. (играет). Оцени свою игру.

 Сейчас сыграй ещё раз фугетту, исполни кульминацию выразительно, старайся слушать одновременное звучание голосов, чтобы в  каждой  партии ты могла проследить движение мелодии.

УЧИТЕЛЬ - Вместе прелюдия и фугетта образует малый полифонический цикл.

 Вика, исполни сейчас прелюдию и фугетту, учти все нюансы и мои пожелания.

Домашнее задание запишем в дневник. Закрепить полученные знания, умения и навыки на уроке.

 

           

 

Список литературы.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е. – М., Музыка, 1971.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Циполи,_Доменико

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6093/

 ttps://yandex.ru/turbo/stud.wiki/s/music/3c0b65625a3ac69b5d53a88521216c27_0.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по специальности «Фортепиано» на тему:

«Работа над произведениями технического плана»

Преподаватель Канаева Ю.Б.

 

 

Цель урока: 

Воспитание у обучающейся художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, а также привитие самостоятельности при разучивании произведения технического плана.

Задачи урока:

-научить грамотно прочитывать нотный текст;

-развивать двигательно-игровые навыки;

-воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде.

Открытый урок  с обучающейся второго класса Большовой Ольгой - 10 лет. Оля имеет хорошие  музыкальные данные,  развитый внутренний музыкальный слух, хорошую музыкальную память, ритмические способности средние. Быстро охватывает новый музыкальный материал и учит наизусть  Эмоционально отзывчива на музыку. Увлекающаяся натура. Отлично учится по всем предметам в школе искусств. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Может продуктивно работать самостоятельно.

 

Ход урока

Приветствие, сообщение темы урока, психологический настрой учащейся постановка учебной задачи.

1) Оля  играет упражнения Ш.Ганона, после проигрывания уточняю, что Шарль Луи Ганон - французский пианист, органист, педагог, автор

этюдов и пособий. В этом упражнении обращаю внимание на горизонтально-овальное объединяющее движение кисти. Следить, чтобы рука и особенно кисть не перенапрягались,  5 палец нужно непременно «поставить», чтобы он не мешал и не останавливал движение.

2) Ученица исполняет гамму соль мажор двумя руками, а  арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно в две октавы. Правильное исполнение аппликатуры аккордов и арпеджио является необходимой заготовкой при исполнении. После проигрывания гаммы, обращаю внимание на постановку пальцев. Пальцы стоят близко к чёрным клавишам, локти не висят. При игре гамм добиваемся ровного звука, без толчков и тряски кистью.  Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры legato (легато – связно).

В аккордах большое внимание уделяем взятию и свободному снятию.

В работе над арпеджио закрепляем аппликатуру и акценты на сильную долю.

 

3)  Этюд К. Черни ученица проигрывает со счётом,  стараясь выполнить поставленные мной задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося).

Проговариваем с Олей, что означает слово этюд (фр. étude — «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения.

Жанр появился во времена расцвета классической музыки – в XVIII веке. Именно тогда некоторые композиторы начали создавать короткие произведения, чьим предназначением была тренировка и оттачивание технического мастерства.

Немного вспомним и о композиторе.

Карл Че́рни  (1791- 1857) — австрийский пианист и композитор, считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Легендарный методист, знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.

Давай посмотрим, какой тут аккомпанемент?

Выдержанный бас и два неполных аккорда. В аккомпанементе слуховая реакция должна быть направлена на длинные ноты. В них надо вслушаться, так как на их фоне звучит гаммообразное движение в правой.

Сейчас давай поработаем отдельно левой рукой.

А теперь весь аккомпанемент мы сыграем аккордами с пропеванием баса и разложим их на бас и два интервала, удерживая при этом басовый звук.

Такой аккомпанемент можно назвать – вальсовым.

 Здесь уделяем внимание сильным и слабым долям. Добиваемся слаженного  звучания на 2-ю и 3-ю долю, не перекрывая по динамике бас.

При работе над этюдом, предлагаю ученице отшлифовать приём игры на крышке инструмента для углубления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении.

Конечно же исполнение этюда не должно быть чисто механическим, игру необходимо связывать с художественными задачами, воспитывая вкус ученика, будя его воображение. Этюды не рассматриваются только как инструктивный материал и формальная проработка технических трудностей, так как звуковое и слуховое воспитание – основа воспитания музыканта. Процессы звукоизвлечения и звуковедения (выразительное интонирование) – вот составляющие части творческого процесса интерпретации воспроизведения музыки.

В этом этюде можно легко представить полет пчелки и шмеля. Пчелка перелетает с одного цветка на другой, собирая нектар.

 

 

4) Исполнение пьесы Берковича «Танец куклы».

Разговариваем с ученицей о композиторе и его произведениях.

Исаак Яковлевич Беркович ( 1902 —  1972) — советский украинский композитор и педагог, создавал, в основном, фортепианные произведения. Автор учебно-методического пособия «Школа игры на фортепиано» (1960), по которому училось не одно поколение музыкантов.

Композитор - Беркович постарался передать музыкальными выразительными средствами образ танцующей куклы – изящный, грациозный.

Пьеса написана в  миноре, подвижный темп. Капризность мелодии подчеркивается сменой фактуры, штрихов и длительностей.

Трудности представляли короткие ноты по трезвучию , переходящие в аккорд - то в правой руке , то в левой. А также аккорды, в которых мелодия звучит в нижнем голосе и провести ее нужно 1-м пальцем. 2 часть - более взволнованная, с мотивами отчаяния, как будто кукла хочет обратить на себя внимание и рассказать как ей одиноко.

 Кульминация приходится на эти восходящие по септаккорду мотивы.

Конец произведения -  успокоение, повторение мотивов с 1 части.

Работа над музыкальными фрагментами (особенно над левой рукой) - придать игре особое значение ритмическим акцентам, уколам и мимолетным подчеркиваниям.

Используем приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Учащаяся при такой работе находит подходящие для исполнения движения рук и корпуса, удобную аппликатуру, запоминает их. Темп может быть пока медленный, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз должна быть отработана.

 

Рефлексия:

Разговор с обучающейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить.

Домашнее задание:

Закрепить на практике полученные на уроке знания и приёмы.

 

 

Используемая литература:

Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка». 1995.

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.: 1993.

А.Николаева «Школа игры на фортепиано».

 К.Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821.

Ш.Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002. Методическое пособие. – М.: Кифара, 2002.

 Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. — Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001 
 Источник  https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/09/17/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-rabota-nad



пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ