Класс "Фортепиано"

 

  

«Игра на фортепиано - движение пальцев;

исполнение на фортепиано - движение души.

Обычно мы слышим только первое» 

 

А. Рубинштейн. 





       
Игра на фортепиано – один из самых популярных видов музицирования, доступный практически любому ребенку. В классе фортепианной игры происходит синтез всех знаний и умений ученика в активной музыкально-исполнительской деятельности. Помимо навыков фортепианной игры ребенок получает представления по теории и истории музыки, расширяет общий кругозор, учится фантазировать и творчески переосмысливать исполняемое произведение.

       Уроки  в школе искусств не похожи на уроки в общеобразовательной школе, особенно «специальность и чтение с листа», т.к. является индивидуальным занятием, соответственно и подход к каждому ученику индивидуальный. Основными задачами  таких занятий являются: приобретение навыков игры на инструменте;  развитие эстетического вкуса, общей культуры учащихся и расширение его музыкального кругозора; развитие творческих способностей и индивидуальности каждого обучающегося.

         Неотъемлемой частью обучения игре на фортепиано являются регулярные концертные выступления детей, что позволяет, с одной стороны, закрепить пройденный материал, активизировать работу учащегося, показать итог своего труда, с другой – воспитать такие ценные личностные качества как чувство долга и ответственности, воля, собранность, умение контролировать себя, развить артистические способности.

     С занятиями по фортепиано неразрывно связано развитие у учащегося любви к труду, настойчивости, воли. Моя работа, как преподавателя не будет в полной мере успешной, если ученик не научится полюбить работу и не станет самостоятельно упорно заниматься. Такие качества я стараюсь развивать у каждого своего ученика не только, чтобы достичь поставленные цели в прохождении программы класса, но  также эти качества будут необходимы ему для работы в любой области.

 

 

 

Конспект открытого урока на тему:

«Работа над техникой исполнения музыкальных произведений в классе фортепиано»,  преподаватель  Канаева Ю.Б.

 

    

            Цель урока:

          Улучшение технических возможностей учащейся.

     Задачи урока:

Устранение ошибок и неровностей игры в позиционных видах техники;

развитие технических навыков исполнительства;

воспитание пробуждения интереса к техническим произведениям;

прививать упорство в достижении результата.

 

Ход урока.

 

Учащаяся 6-го класса Золотарёва Виктория.

 

    Гамма Си мажор. Ученица проигрывает гамму в 4 октавы. Работаем над ровным звуком, подкладыванием 1-го пальца. Устраняли «толкание» кистью, добиваясь ровного ведения кистью по направлению восходящего и нисходящего движения.

 

    Аккорды ученица играет состоящие из 4-х звуков. Весьма важно, чтобы аккорд звучал не резко, чтобы ученица не бросала, а мягко и свободно опускала руку, как бы погружая пальцы в клавиши до самого дна. При игре аккордов сталкиваемся с такой проблемой большинства учащихся – несобранность вялость руки и пальцев, сопровождается толканием рукой. Первая задача – убрать тряску и научить вести звуковую линию. Вторая задача – переключать внимание на устойчивость и упругость звучания.

    С ученицей аккорды играли в динамическом разнообразии звучности, начиная, например, первый аккорд – P и crescendo на последующих аккордах. В качестве предварительных упражнений, полезно поиграть составные части аккорда – 1- 5; 1 – 3; 3 – 5; 2 – 5; пальцами. Снятие аккорда с локтем, гибкой кистью. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Основное требование в работе над техникой – экономия движений (лишние движения –неряшливость в игре). Можно выделить три способа движений:

  • Пальцами (всегда);
  • Кистью (локоть спокойный) – для мелких позиционных приемов.
  • Плечом (для аккордов).

 

      В малых арпеджио по 4 звука, следует приучать учащихся к тому, чтобы кисть руки слегка поднималась при движении от 1-го к 5-му пальцу. Рука должна плавно двигаться вдоль клавиатуры с тем, чтобы 1-й палец, (а в обратном движении 5-й) всегда во – время оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию. Работаем медленно, раскрываем ладонь к 5-му пальцу, выделяя сильную долю.

Следим за круговыми движениями в кистях рук, сначала играем их медленно, кистями рук производим крупно круговые движения, затем немного ускоряем темп, движения в кистях уменьшаются, но внутренне присутствуют. Пальцы не слишком закругляем, но и не слишком выпрямляем, сохраняя небольшую «куполообразность».

 

 

     Выбирая этюд, учитываю  задачи разностороннего развития исполнительских навыков учащихся, иметь в виду с одной стороны, последовательное накопление учеником определенных технических навыков и, с другой стороны, связывать выбор этюдов с намеченными по плану произведениями

Любой этюд имеет определенный звуковой образ и характер звучания (легкий, изящный, волевой и стремительный, певучий, ритмически подчеркнутый или, наоборот спокойный и плавный в своем  движении и т. п.). Определить и разъяснить ученику характер этюда и добиться соответствующего его исполнения и является задачей педагога.

 

      Переходя к вопросу о работе над этюдом, нужно объяснить ученице какова основная цель данного произведения, как материала для развития того или иного технического навыка.

 

        Проигрывая медленно «Этюд» Ж. Дювернуа – До мажор, ученица должна попутно обдумывать и запоминать его строение, детали текста, аппликатуру. Один из важных моментов при изучении этюда – выработка звуковой ровности, полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях, вслушиваясь в получаемое звучание. Нельзя недооценивать значение аккомпанемента, так как именно в нем заложены основы ритмического и гармонического строения этюдов.

Спрашиваю у ученицы: Вика,  а ты узнала, кто такой Жак Батист Дювернуа? – Вика отвечает , что Дювернуа - это французский композитор, пианист эпохи романтизма. Годы жизни: 1802-1880. Он писал свои труды, такие как соч. 176, предназначенный для улучшения координации пальцев, работал над техникой пальцев, сочинял этюды, виртуозные пьесы.

 

     Специальная работа над звуковой и технической отшлифовкой партии аккомпанемента имеет огромное значение для реализации художественного замысла произведения.

Альбертиевы басы –в виде ритмически равномерно фигурированных (разложенных) аккордов. Название связано с именем итальянского композитора Д. Альберти, которому приписывают изобретение указанного приема.

 

С ученицей работали разными способами.   

         Иногда техническое затруднение ученика объясняется недостаточной свободой руки. Устранить возникающее напряжение можно, обратив внимание на целесообразность применения боковых движений кисти, придающих пальцам небольшой размах перед ударом.                

         Большое значение имеет правильный подбор аппликатуры. В этом этюде уделяли много времени точности и грамотности исполнения аппликатуры. Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где сосредоточены наиболее технически трудные эпизоды. Работа над ними должна начинаться уже на первом этапе; заранее подготовленный эпизод дает возможность в более короткий срок справиться с поставленными задачами. Контролируя и проверяя те или иные движения, приемы,  пропуская все через слуховой контроль, учащиеся добиваются автоматизма исполнительских навыков.  

Обязательно играть в этом этюде мелодию, это длинные ноты и слушать в левой руке длинные ноты в басу, это опора всего этюда.

 

Список литературы:

  1. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. \ Е.Либерман. – М.: Классика - XXI, 2002. 
  2. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич. - Методическое пособие. – М.: Кифара, 2002.

  3. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. — Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001 

  4. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/09/17/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-rabota-nad

 

 

 

 

«Усовершенствование мастерства преподавателя в школе искусств»

Ссылка на публикацию   https://www.pedalmanac.ru/206610

 

Что означает термин педагогическое мастерство?

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

 
Это высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное пед. воздействие и взаимодействие. (https://pedagogical.academic.ru/421/МАСТЕРСТВО_ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ)

Важная обучающая миссия, стоящая перед преподавателем специального класса, требует от него систематической работы над собой с целью повышения своих образовательных навыков.

«Без личного труда, говорил Ушинский, - человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». (К.Д. Ушинский. Собрание сочинений, том. 2 М. –Л., 1948, стр. 339-340.)

Я это понимаю так, труд-основа жизни, у человека нет будущего без него, нет прогресса и перспектив. Отсутствие труда – это и есть движение назад.

По этой теме давно изучено многое, но выбрать правильное направление для работы над профессиональным мастерством не так уж и сложно.  

Как вы можете работать над улучшением своих педагогических навыков?
Как преподаватель с более чем 20-летним опытом, я стараюсь не останавливаться. Я постоянно занимаюсь самообразованием. Если у вас возникают вопросы в процессе обучения ваших учеников, всегда составляйте список литературы, которую вам нужно изучить. И мне нужно понимать, что полученные мной знания можно применить в классе.
Путь к самосовершенствованию педагогических навыков предполагает предварительный самоанализ и отбор материала. Подходя к урокам творчески, я никогда не работаю по одному и тому же репертуарному плану, да и это невозможно, в силу индивидуальных особенностей развития детей, и ещё это тормозит мой кругозор и стремление к поиску нового репертуара. Правильный выбор самосовершенствования делает учителя настоящим мастером своего дела. Я стремлюсь к этому.

Что необходимо для совершенствования педагога, для того, чтобы его работа непрерывно улучшалась?
Прежде всего, для этого должны быть соответствующие стимулы. Они могут быть различными. Некоторые педагоги подвержены, прежде всего, амбициям. Хотя этот тип стимула способствует успеху работы, он не считается прочным и честным, поэтому считаю такой успех уязвимым. Такие учителя стремятся быть первыми и могут освободиться от слабых учеников.
К радости я честолюбием никогда не отличалась. Преподаю у учеников, не избавляюсь от «трудных». Бывает, что родители поступающих, сами изъявляют желание учиться именно в моём классе, мне это приятно, считаю это показателем своего многолетнего труда. Благодаря «слабым ученикам» я глубже познакомилась с психологией и, различными методами обучения.
Вы никогда не узнаете, как решить конкретную проблему в обучении, пока не встретите конкретный случай, где необходим особый подход в общении и преподавании программного материала. Не бойтесь принимать трудных учеников, они научат вас большему, чем вы их научите.
Исходя из опыта преподавания считаю, что стимулу честолюбия необходимо противопоставить стимул совершенствования мастерства – заинтересованность делом, при которой осознанность ответственности стоящих задач сочетается с чувством любви к своей работе и обучаемым вами детям. Когда учитель занят своей работой, его жизнь полна, и преодолевать препятствия легче. Такой учитель сохранит интерес к своей работе и после выхода на пенсию. Он и дальше будет регулярно посещать концерты своих бывших учеников, его можно увидеть на курсах ведущих педагогов. Такие люди действительно профессионалы своего дела, я беру пример с такого учителя.

Успех урока во многом зависит от творческих способностей учителя. Творческое состояние при учебной деятельности характеризуется высочайшей увлеченностью учебным процессом и предельным вниманием к нему. В это время учитель остро осознает сильные и слабые стороны успеваемости ученика и ясно понимает, как достичь цели. Творческая уверенность учителя в своих действиях тесно связана с повышенной наблюдательностью. Руководствуясь этими рекомендациями, я внимательно слушаю игру ученика, и обращаю внимание на все детали его движений рук и лица.

Как я устраняю те или иные неудачи в исполнении ребёнка на уроках? Вникаю в самую глубь изучения произведения, веду всесторонний анализ с каждым учеником, часто задаю вопрос самому исполнителю «почему?», а затем задаю себе вопрос - «что мешает исполнить тот или иной приём?». Ответ приходит с опытом проигрывания ребёнком, и сама играю и вслушиваюсь в свои ощущения.

Анализ учебного процесса тесно связан с моим критическим отношением к своей работе. Привычка оценивать достижения и неудачи в своей педагогической практике, осуществляемая в процессе длительного обучения, является определённо толчком для успешного повышения квалификации.

Параллельно со своими профессиональными обязанностями я, систематически посещаю конференции, мастер-классы, вебинары. Обмениваюсь опытом с другими учителями, я расту как профессионально, так и лично.
В то же время очень важна способность видеть отражение своей работы в успеваемости учащихся.
Нужно придумать такие формы работы в классе, чтобы в действительности воспитывать в детях нравственные качества.
Развивая своих учеников в этом направлении, выбираю соответствующий программный материал.
Слежу за выпусками новых сборников нотной литературы, приобретаю для работы, много читаю с листа. Регулярно самообразовываюсь.
Читать с листа очень важно в моей профессии. Один из ключевых способов повышения квалификации учителя это систематическая работа и упражнения за инструментом. Те, у кого есть опыт концертной деятельности, будут преподавать совершенно иначе, чем те, у кого этого опыта нет. Исполнить ученику его репертуарный план, чтобы «зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки, чтобы у него было желание достичь при изучении программы нужного характера, нужного темпа, воплотить все образы. Соответственно, если я могу хорошо исполнить произведение, то и работать над ним с учеником будет интереснее и скрупулёзнее. Очень полезно и желательно повторить пройденную программу с другими учениками. Это позволяет вам работать над ними более гибко и тонко, что помогает оттачивать свои педагогические навыки. Но также очень важно постоянно обновлять репертуар, чтобы ему самому нравилось, и ребёнок был заинтересован в стремлении изучить заданный репертуар.
 

Список литературы:
1. А Алексеев. « Методика обучения игре на фортепиано»
2. Л.А. Баренбойм. «Фортепианная педагогика»
3. Г. Коган. «Работа пианиста»
4. К.Д. Ушинский. Собрание сочинений, том. 2
5. https://pedagogical.academic.ru/421/МАСТЕРСТВО_ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
6.  https://studopedia.ru/5_90698_pedagogicheskoe-masterstvo.html
 

 

 


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ