БЛОГ

 

"Подготовка к публичному выступлению"

 

 Подготовка к концертным выступлениям - необходимая часть воспитания исполнителя. Результаты эстрадных выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика и в большей мере влияют на его дальнейшее продвижение и учебу.
      Волнение может быть вызвано редкими выступлениями или большими перерывами в концертной деятельности исполнителя. Здесь важную роль играет фактор адаптации организма человека к выполнению определенных функций.
     Каждый преподаватель на практике по-своему решает проблему адаптации учащегося перед концертным выступлением. За несколько дней до выступления помочь юному музыканту представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление, играть перед воображаемой аудиторией. Обыгрывание произведения надо делать как можно чаще и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского: «Трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое приятным». Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявятся в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшает влияние волнения на исполнение.
Если подготовительная работа проводилась верно и произведения хорошо выучены, то уверенность во время публичного выступления быстро возвращается.
      Индивидуальные особенности и даже привычки музыканта играют важную роль в «настройке» эмоционального состояния в период подготовки к концерту. Преподаватель должен очень хорошо знать характер, склад психики своих учеников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, как правильнее, эффективнее готовиться к выступлению. Но отдых и снижение интенсивности занятий на инструменте за день до концерта, как правило, полезны большинству.
       Концерт должен рождать особую форму собранности, сосредоточенности, при которой все внимание занято только исполнением, только музыкой. Сосредоточившись на исполнении, вслушиваясь в музыку, исполнитель тем самым освобождает себя от необходимости анализировать свое состояние.
«Вы должны научиться изгонять всякую мысль о своем драгоценном «Я» и сосредоточиться на работе, которую вам предстоит выполнить»,- советовал И. Гофман нервничающему во время выступления ученику.
«Надо быть вовлеченным в процесс игры в такой степени, чтобы не осталось времени на волнение».
Итак, для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что ты делаешь на сцене. «Отвлекаясь, - пишет Станиславский,- я забывал о том, что я на сцене. Я заметил, что именно в эти минуты мое самочувствие становится особенно приятным». Увлечение процессом игры, полная самоотдача и есть лучшее средство от волнения. Это не только придает уверенность во время выступления, но и вносит в исполнение ту одухотворенность, без которой исполнительское искусство вообще не мыслимо.
      При выступлении на сцене у музыканта иногда помимо его воли возникает сомнение, в возможности исполнить какое либо технически сложное место, несмотря на то, что на репетиции оно «получалось». В этой ситуации решающую роль может сыграть автоматизм движений, лежащий в основе исполнительской техники. Именно автоматизм движений, лежащий в основе исполнительской техники. Именно автоматизму моторной памяти мы обязаны тем, что значительная часть текста, в том числе и трудные места в произведении исполняются как бы независимо от нас, пальцы как будто сами «играют». Надо контролировать не то, как пальцы перемещаются по клавиатуре, а куда направлен поток пальцевых движений, то есть, смотреть в цель; думать не столько о том, что уже звучит, а о том, что будет звучать, то есть, мыслить наперед, видеть перспективу.
     «Слышание» музыки наперед, на основе развитого внутреннего слуха, является обязательной предпосылкой успешной исполнительской деятельности. Так, играя фразу, надо стремиться к ее опорному звуку, играя какой-либо раздел произведения - к кульминации данного раздела, играя пассаж - к последней завершающей ноте пассажа. Видение цели, тяготение к ней собирает исполнителя, рождает ту инерцию, которая обеспечивает техническую свободу, укрепляя вместе с тем чувство уверенности. Здесь важна взаимосвязь: техническая свобода придает исполнителю уверенность, а уверенность, в свою очередь, вносит элемент технической свободы.
     Выступая на сцене, музыкант должен находиться во власти исполняемого, должен познать силу вдохновения, максимального обострения мыслей и чувств, ощутить легкость, непринужденность, отвлечься от всего остального. Стремление проникнуть в самые глубины музыки, остаться наедине с ней, с инструментом - в этом заключается секрет того, как не волноваться.
     Многие исполнители во время выступления на сцене теряются, и это сказывается не только на игре, но и на всей манере поведения: появляется смущение, скованность и одновременно суетливость, возникает общее напряженное состояние. В результате исчезает свобода и непринужденность, которые всегда должны сопутствовать исполнению.
      Для того, чтобы уверенно играть партию наизусть, исполнитель должен находиться в спокойном состоянии, только тогда он может полностью положиться на свою память.
     Воля, самообладание, склад психики исполнителя должны быть направлены на осознание мотивов поведения более важных и общественно ценных, чем самосохранение. Определяющим мотивом для исполнителя является создание им художественной ценности, стремление сделать ее духовным достоянием каждого слушателя. По сути, речь идет о цели и смысле музыкально-исполнительского искусства, о предмете творчества.
       Именно в музыке, в отношении к ней исполнителя, заключена оптимизация его сценического самочувствия. Полная отдача воплощению музыкального образа, непрекращающийся процесс открытия прекрасного в исполняемом произведении, бережность к каждой его малейшей детали, желание выявить все это в реальном звучании - вот путь преодоления сценического страха. Публичное выступление подводит итог всей проделанной в классе работе.

Источник https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/11/28/metodicheskiy-doklad-estradnoe-volnenie-i-puti-ego
 

 

«Как влияет музыка на развитие ребёнка»

  «Возможности музыки безграничны, нам только необходимо научиться их использовать для своей пользы и в интересах наших детей».
Родители всегда находятся в поиске новейших, прогрессивных развивающих методик. Но нет ничего нового под солнцем, все эффективные инструменты давно известны педагогам. И один из них — музыка. Как научиться использовать это средство, чем оно может помочь в воспитании ребенка.
Влияние музыки на развитие ребенка занимает умы крупных ученых. Это не праздный вопрос. Еще в конце XIX века Иван Романович Тарханов (ученик И. М. Сеченова), талантливый физиолог и педагог изучал действие музыки на нервную систему животных и человека. Он отмечал, что музыка должна быть гармоничной и мелодичной, чтобы оказывать благотворное действие на мозг, а также процессы дыхания, пищеварения, работу сердца. Чтобы увеличить свою работоспособность, снять напряжение, тревогу и усталость, нужно слушать только красивую музыку, которая человеку по душе. Причем те мелодии, что мы поем про себя, оказывают, ничуть не меньшее воздействие, чем восприятие музыки на слух. Эти постулаты И. Р. Тарханова легли в основу многих исследований. Сейчас ученые-психологи с уверенностью говорят о том, что от ритма, высоты звуков, их гармоничности зависит эффект, который музыка оказывает на человеческий мозг.
Из классических произведений хорошо успокаивает:
 
•          «Лунная соната» и «Симфония ля минор» Людвига ван Бетховена,
•          «Колыбельная» Иоганнеса Брамса,
•          «Ноктюрн ре минор» Фредерика Шопена,
•          «Аве Мария» Франца Шуберта.
 
Результаты экспериментов, которые проводились на животных, показывают, что под звуки классической музыки куры несут больше яиц, а у коров увеличивается удой. Домашние растения при регулярном «прослушивании» классики лучше растут, быстрее укореняются, чаще цветут. А какое влияние оказывает музыка на физическое развитие и здоровье ребенка? Еще пятнадцать лет назад выяснилось, что классическая музыка положительно влияет на состояние здоровья недоношенных детей и тех, кто во время внутриутробного развития испытывал кислородное голодание.
Под красивые мелодичные звуки они лучше адаптируются к окружающей среде, быстрее набирают вес, лучше справляются с неврологическими нарушениями. Эти данные были получены в исследованиях Института педиатрии при Российской академии наук.
В то же время спокойная музыка, которая проигрывается в медленном темпе, снимает нервное напряжение, снижает артериальное давление, расслабляет. Ее лучше слушать вечером, перед сном, во время массажа или когда ребенок приболел.
Конечно, музыку можно не только слушать, но и исполнять. Пение, например, регулирует дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, улучшает дикцию и формирует правильную осанку, ведь петь, сгорбившись, невозможно. По сути, пение – это отличная дыхательная гимнастика.
 
 Эффект Моцарта
В начале 1990-х годов проводилось много исследований, посвященных влиянию классических музыкальных произведений на развитие интеллекта. Появился термин – «эффект Моцарта», поскольку выяснилось, что музыка именно этого композитора значительно повышает интеллектуальные возможности человека. Альфред Томатис доктор медицины, отоларинголог и изобретатель так охарактеризовал музыку композитора: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов».
Это объясняется тем, что частота смены ритма классической музыки совпадает с биоритмами нашей нервной системы, поэтому при ее прослушивании кора головного мозга активизируется. «А музыка Моцарта мобилизует все природные способности мозга человека», – считает Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США. Это подтверждается его исследованиями, проведенными в Калифорнийском университете. Сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI) показало, что любая музыка, даже классическая, активизирует участок мозга, отвечающего за слух и, иногда, за эмоции. При прослушивании музыки Моцарта на МРТ у испытуемых начинала «светиться» буквально вся кора головного мозга, в том числе, отвечающая за координацию движений, пространственное мышление, зрение и высшие процессы сознания.
Чем младше ребенок, тем сильнее на него оказывает влияние музыка Моцарта.
Влияние музыки:
•          Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.
•          Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.
•          Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.
•          Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.
•          Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.
•          Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия музыкой в школе искусств ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители. Ребенок перенимает у взрослых их музыкальные предпочтения, как и все остальные.
Малыш, который с дошкольного возраста посещает музыкальную школу, хор или танцевальную студию, детские музыкальные постановки в театре или концерты в филармонии, имеет гораздо больше возможностей для развития, чем тот, чье музыкальное образование ограничивается эстрадным песням – однодневкам.
 
Музыкотерапия
Влияние музыки на развитие личности ребенка трудно переоценить, но особое воздействие этот вид искусства оказывает все же на эмоциональную сферу.
Минорные тональности вызывают у нас грусть. Пульсирующий быстрый ритм возбуждает и даже приводит к всплеску агрессии (вспомните атмосферу рок-концертов). Мягкие и гармоничные созвучия успокаивают. Однообразные звуки вводят в гипнотическое состояние. Это влияние на эмоции нашло свое отражение в музыкотерапии, которая сейчас весьма активно применяется и с целью коррекции поведения у детей.
 
•          Беспокойным и возбудимым детям, для которых характерны проблемы со сном и аппетитом, нервные тики полезны спокойные медленные мелодии в темпе «анданте» и «адажио».
•          Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальной мозговой дисфункцией тоже зачастую трудно расслабиться, успокоиться. Этому помогут произведения Гайдна, например, «Сотворение мира». Произведения Моцарта улучшат концентрацию внимания и облегчат запоминание.
•          Агрессию помогает снять «Хор пилигримов» из оперы Вагнера «Тангейзер». Кстати, эта музыка близка к церковному хоровому пению, которое тоже рекомендуется к прослушиванию с этой целью.
•          Тревожным и неуверенным детям, которые боятся посторонних и трудно привыкают к смене обстановки, помогут танцевальные мелодии в среднем и быстром темпе (вальс, мазурка).
Музыкотерапия получила широкое применение еще в древности, когда жрецы и шаманы ставили больному диагноз (выявляли больной орган) и назначали лечение. Впервые к такому виду терапии пришел один из самых развитых народов античности. Древние эллины. Они лечили своих собратьев музыкой духовых инструментов. Отдельное слово стоит замолвить за ее благоприятное влияние на такой немаловажный орган в нашем теле как сердце. Если ритм композиции будет быстрее пульса, звук оказывает возбуждающий эффект, если нет – успокаивающий.
О музыке и ее удивительном воздействии можно говорить вечно, не переставая удивляться. А знали ли Вы, что военные марши поднимают тонус мышц, а некоторая симфоническая музыка даже изменяет кислотность желудка? Классика обладает не только инновационными целебными свойствами. Научно доказано, что она значительно повышает и мозговую активность. Особенно чувствительно относятся к музыкотерапии маленькие дети, организм которых еще находится на стадии развития, и не сформирован окончательно.
Музыка – это бесценный дар, дарованный нам только предельно талантливыми людьми. Не упускайте свой шанс сделать свою жизнь счастливее и здоровее уже сегодня. Поверьте, классическая музыка творит настоящие чудеса! Уже с первой недели постоянного прослушивания, Вы почувствуете невообразимую легкость во всем теле.
 
Источник      https://infourok.ru/beseda-dlya-roditeley-vliyanie-muziki-na-razvitie-rebyonka-2462697.html

 

 

 

"Как подготовить ученика к успешному обучению после каникул"

 

Актуальность проблемы переходных этапов школьного обучения заключается в неподготовленности детей к изменяющимся условиям, требованиям и нормам, которые ожидают их во время обучения в школе: для дошкольников – период поступления в школу, для учащихся четвертых – окончание первой ступени обучения, для учащихся пятых классов – переход из начальной школы в основную, для учащихся выпускных классов – сдача экзаменов и принятие решения о дальнейшей траектории обучения.
От эффективности прохождения ребенком одной ступени обучения зависит его успешность на каждой последующей ступени. Задача взрослых ― облегчить детям трудности этих периодов, помочь стать успешными. Основной задачей учителя является всевозможная помощь ребенку во всестороннем формировании личности, усвоении учебных программ и в подготовке к переходным этапам школьного обучения. Задача родителей ― попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей определенного возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности, поддерживать спокойную и комфортную атмосферу в доме. Ребенок должен ощущать поддержку и помощь со стороны родителей.
 
Первый год обучения в школе – очень сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы и уменьшение двигательной активности. Ребенку предстоит освоить формы деятельности, не всегда похожие на те, которые были ранее, выработать другой стиль общения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестроиться.
Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
На новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех систем и тратит значительную часть своих ресурсов, поэтому в сентябре многие первоклассники болеют. → Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. → Период относительно устойчивого приспособления: организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Трудности физиологической адаптации могут проявляться через повышенную капризность ребенка вне школы, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация
В 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка: в период кризиса 7 лет интеллектуальное развитие ребенка, его резвившаяся способность к обобщению, влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.
Ребенок примеряет новую социальную роль «ученика», идет изменение самосознания: что было ценным раньше, становится второстепенным, а значимым становится учеба. Также следует учитывать, что в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Поэтому в начале обучения в первом классе родители должны помочь ребенку «вжиться» в роль школьника, сформировать внутреннюю позицию школьника, которая основывается на познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Ребенок, который только что сел за школьную парту, очень остро воспринимает свою неловкость, сильно переживает неудачи, поэтому педагог ни в коем случае не должен акцентировать на этом внимание или показывать свое неодобрение. Помните, это можно сделать не только словами, но и мимикой, жестами, интонацией. Не следует делать замечания по пустякам («не так сидишь, почему смотришь в окно, не заглядывай в тетрадь соседа, слушай внимательно, смотри внимательно…»).
Вводить требования следует постепенно, обязательно даваться пояснение, почему это нужно делать. Любое правило должно вводиться как пожелание, а не приказ.
Недопустим по отношению к первоклассникам и авторитарный стиль. Все пожелания необходимо говорить доброжелательном тоном. Ни при каких обстоятельствах не следует переходить на повышенный тон или угрозы рассказать родителям.
Педагог должен помнить, что ребенку важен эмоционально-положительный контакт, не следует эмоционально отталкивать ребенка. Ведь часто одно ласковое прикосновение намного эффективнее ста замечаний.
Не следует осуществлять оценивание с первых дней обучения, т.к. это отрицательно влияет на привыкание ребенка к школьной жизни. Это касается не только балльной системы оценивания, но и оценивания звездочками, солнышками, тучками. Первоклассник воспринимает отметку как отношение к себе учителя, а не как оценку своей деятельности. Пока ребенок не начнет понимать «стоимость» отметки, ставить ее стоит.
Особенную значимость первого года обучения имеет
контакт учителя с родителями.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю является сложным периодом. И сложность заключается в том, что у ребенка меняется социальное окружение (обновленный состав класса и новый состав учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация на новой ступени, возрастающая учебная нагрузка, снижение контролирующей функции учителя и осуществление самоконтроля). Интеллектуальному и личностному развитию детей на стыке младшего школьного и подросткового возраста характерны существенные изменения в психике ребенка: меняется ведущий вид деятельности (в младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение); подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива (теперь на первое место выходит не похвала учителя, а общественная оценка; новообразованием младшего подросткового возраста является чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности. Это связано с тем, что у ребенка начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. Ребенок  переживает, как сложатся его взаимоотношения с одноклассниками и учителями на новом этапе обучения. И задача родителей – настроить детей на позитивный лад. 
Родителям необходимо поддержать чувство «взрослости» ребенка, предоставив ему самостоятельность в учебной деятельности. Но не пускайте все на самотек: организуйте обоснованный контроль, помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их за него. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка с системой наказаний и поощрений, чаще хвалите ребенка, создавайте ситуации успеха.
Родителям необходимо стараться поддерживать тесный контакт с классным руководителем, чтобы быть в курсе успеваемости, поведения и взаимоотношения с другими детьми, ведь ребенок часто о многом умалчивает.
Выпускные классы в первую очередь знаменательны для любого школьника порой итоговых экзаменационных испытаний.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию. Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров.
Под воздействием данных факторов старшеклассник постоянно пребывает в стрессовом состоянии, которое накапливается и мешает справляться с большим объемом информации, собраться с мыслями в самый ответственный момент.
Для достижения наиболее эффективной работы по усвоению необходимого материала и подготовке к экзаменам рекомендовано привлекать родителей школьника. Конечно, родители зачастую не готовы заниматься обучением детей, но от них этого и не требуется. Необходимо, чтобы все сложности, которые возникают дома у выпускника, связанные с процессом обучения или каким-либо образом влияющие на него, своевременно замечались и разрешались. Ребенок должен понимать, что дома ему готовы помогать с любыми трудностями.
В то же время следует помнить, что в шестнадцать лет у молодого человека сформирован свой собственный стиль учебной работы. Поэтому учителю и родителям не стоит строго регламентировать процесс учения, более результативно будет, если старшекласснику предоставить бо´льшую самостоятельность, чтобы формирование учебных навыков было ориентировано на личностные особенности ученика.
Важным фактором успеха является уверенность в себе. Ее невозможно сформировать в оставшийся до экзамена промежуток времени, т.к. это достаточно длительный процесс тренингов, консультаций и корректировки взаимоотношений. Поэтому надо учить ребенка, как справиться с волнением.
На уроках педагогам следует уделить внимание развитию навыков саморегуляции и самоконтроля у выпускников. Они позволяют учащимся более спокойно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Поддерживать самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание. Во взаимодействии с учащимися использовать юмор. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт.
У школьников со 2 по 4 классы ведущей становится учебная деятельность, но следует помнить, что игровая деятельность все еще присутствует, хотя с каждым годом ее значимость в освоении учебного материала снижается. Это связано с тем, что в данном возрасте у детей идет интенсивное интеллектуальное развитие, память становится «мыслящей», а восприятие «думающим», создаются предпосылки к развитию чувства «взрослости».
Именно в этот период активно формируются:
- произвольность – внимание ребенка становится планомерным, контроль за своими действиями выполняется на основе заранее составленного плана, в основе которого лежит заранее установленный критерий и способ его применения;
внутренний план действий – специфическая форма внутренней активности личности, интегративная способность, аккумулирующая в себе целый ряд интеллектуальных способностей (ставить цели, намечать пути их достижения и реализовывать задуманное);
- рефлексия – осознание себя субъектом учебной деятельности. Следует понимать, что в начальной школе развиваются лишь основы навыка рефлексии, т.к. она являться новообразованиям подросткового возраста.
Любое нарушение в развитии одного из этих качеств сказывается на развитии двух других, при этом произвольность рассматривается как основополагающее в развитии детей младшего школьного возраста.
Если ребенок обучается в первом классе, то мы говорим о зачатках этих качеств, а начиная со второго по четвертый – об их формировании и развитии. Сформированность этих качеств необходима для дальнейшего обучения в средней школе.
Рассмотрим особенности школьников, обучающихся в средней школе. Основной характерной особенностью детей данного возраста является общение, которое распространяется на все виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др.
У подростков появляются такие новообразования, как чувство взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении.
Смена ведущей деятельности (от обучения к общению) ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их реализовать.
Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.
Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не столько на получение новых знаний, сколько на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного получения знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни ребенка.
На каждом этапе обучения в школе следует уделять как можно больше внимания формированию у ребенка учебной мотивации и уверенности в себе.
Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться (активно проявляет интерес к первым получаемым отметкам и т.д.), ребенок осваивает новую социальную позицию в качестве школьника (сидение за партой, ношение портфеля, посещение занятий и др.).
В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.
Старшему школьному возрасту наиболее интересы познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы, способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы (включение в группу сверстников).
Для обеспечения развития учебной мотивации учителю необходимо: изучить особенности мотивационной сферы ребенка, а на уроке создавать такие условия для развития мотивационной сферы. Педагог должен ориентироваться на индивидуальные достижения и интересы ученика. Следует помнить, что личность учителя является стимулирующим фактором развития у детей мотивации к учению.
Родителям необходимо проявлять интерес к школьной жизни ребенка. Ребенок должен чувствовать вашу причастность к его делам. При необходимости оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, но ни в коем случае не выполняйте задания вместо него. Показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний. Своим примером ориентируйте его на стремление к учению.
Для успешного обучения ребенка на каждом обозначенном этапе необходимо понимать, что к переходным периодам нужно готовиться заранее: к поступлению в школу – в дошкольном возрасте; к переходу в пятый класс – в период со 2 по 4 классы, к экзаменам с 6 по 8 класс. Таким образом процесс адаптации у школьника будет сведен к минимуму, что в свою очередь сформирует крепкий фундамент для прохождения следующего кризисного этапа.
Основной упор нужно делать на снижение уровня школьной тревожности, что в свою очередь будет формировать уверенность в себе, а также на формирование мотивации к учению.
 
Источник   https://infourok.ru

 

 

 

"Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка"

Творчество порождает в ребенке фантазию и развивает воображение. Творческое начало в человеке - это всегда стремление идти вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Нередко от родителей можно услышать такие слова: «А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..» Какое во всех этих словах огромное заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы и рисует картинки, на которых изображены невиданные животные...
Только нельзя смеяться над такими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они нам не казались. Это было бы самой большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние, и, потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Семья – это самое важное, что есть у ребёнка! Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития очевидно. В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».


Условия в семье имеют очень  важное значение при воспитании ребенка. В  70-х годах Джоном Гауэном и Е.П.Торрансом была создана серия практических советов для родителей, цель которых – воспитание творческой личности. При этом должностное внимание отдается психическому здоровью ребенка.
Какие же семейные условия и правила должны соблюдаться для того, чтоб поставленная цель осуществилась?
- Огромное значение имеет ваша интонация голоса, а также тон разговора в целом. Это важно. С ребенком нужно разговаривать одобряющим, заботливым и успокаивающим тоном;
- В разговоре с вашим чадом чаще используйте короткие простые фразы;
 - Одним из важнейших условий является поощрение ребенка задавать вопросы. Чем больше, тем лучше;
- Также нужно поощрять любознательность и воображение вашего малыша;
 - Ни в коем случае не высказывайте ваше неодобрение той или иной попытки малыша проявить творческие способности. Не говорите ему что «это хорошо, но если немного переделать или добавить что-то» – это неприемлемо;
- Вернемся к вопросам. Наступит день, когда ребенок начнет задавать вопросы, на которые будет непросто ответить, учитывая его возраст. Вы должны объяснить ему, что на некоторые из его вопросов однозначных ответов нет. Дать ему понять, что требуется некоторое время, а что касается него, то он должен проявить терпение;
- Когда вы отвечаете на вопросы ребенка, старайтесь очень аккуратно и внимательно подбирать каждое слово. Если вы заметили, что малыш вас больше не слушает, возможно, он устал, а может быть, он вовсе не понимает, о чем вы говорите. В этом случае не стоит упорствовать и пытаться сразу же другими словами объяснять текущий ответ. Попробуйте переменить тему, установите контакт, а через некоторое время вернитесь к нужной теме;
- Если ребенку нравится проводить некоторое время в одиночестве, и вы заметили, что он чувствует себя, таким образом, комфортно, позволяйте ему иногда это делать. Избыток вашего внимания, а тем более контроля только затрудняет проявление творческих сторон малыша. Однако ребенок должен знать четкие правила ограничений в своём поведении.
- Поощряйте в ребенке основные человеческие качества, такие как уважение к себе и окружающем, любовь к животным и природе;
- Делайте всё возможное, для того чтоб у ребенка создавались новые яркие впечатления, которыми в дальнейшем он сможет с вами поделиться;
- Позаботьтесь о создании творческой атмосферы в конкретной группе, в которой ваш ребенок проводит много времени;
- Обязательно поддерживайте и поощряйте все творческие начинания вашего малыша. Ни в коем случае не критикуйте его, особенно если это его первый опыт в той или иной отрасли и он неудачен. Проявите теплоту, заботу, ведь ребенок творит в первую очередь не для себя, а для тех, кого он любит – для вас.
Постарайтесь создать семейные условия, таким образом, который представлен выше и придерживайтесь этих условий. Тогда у вас появятся все шансы помочь вашему малышу развить необходимые творческие навыки и способности.
С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы предлагаем усилить взаимодействие педагогов и родителей. Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы рекомендуем обратить внимание родителей на развитие основных музыкальных способностей детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Также необходимы творческие задания, которые позволят каждому ребёнку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством. Родителям мы рекомендуем стимулировать самостоятельные действия детей, использовать сочинённые мелодии, танцевальные композиции в жизни, например, на семейном празднике.

Источник


madou218.ucoz.ru/index/formirovanie_lichnosti_rebj...ja_s_iskusstvom/0-71
studbooks.net/1759033/pedagogika/vospitan

 

"Формирование музыкально - эстетической культуры в учреждении дополнительного образования".

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация - В данной статье изложены принципы формирования эстетической культуры, которые осуществляются в учреждении дополнительного образования. Материал будет полезен преподавателям дополнительного образования.
Моя жизнь тесно связана со школой. «Моя цель занятий с учениками научить овладеть основными приёмами игры на фортепиано, научить красиво петь в хоре, а также приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах народной, классической зарубежной и русской музыки, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения, формирование уважения к культуре, традициям своего народа, воспитание каждого ребёнка полноценной, всесторонне развитой личностью. Я убеждена, что именно здесь, в школе искусств, закладываются добрые семена в души детей». [1] (источник-мой сайт канаева.рф)
Проблема формирования музыкально – эстетической культуры актуальна на долгие годы обучения в учреждении дополнительного образования, в частности в школе искусств или музыкальной школе. Мой многолетний опыт, на практике подтверждает, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию, надо вести систематически, эта работа должна быть неотъемлемой составной частью учебной и воспитательной деятельности.

 
         В эстетическом воспитании учеников дополнительного образования, значимость искусства неоспоримо. Наиболее ярко и красочно оно раскрывает ребёнку мир прекрасного, формируя его убеждения, а так же влияет на его поведение. Искусство не сможет сформировать поведение, если не получить достаточно знаний, не научится понимать и принимать прекрасное в искусстве. Не зря в философской энциклопедии термин искусство трактуется как форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств. [6] 
Само понятие эстетика, подразумевает чувственное восприятие освоения мира. В моей педагогической деятельности, научить воспринимать искусство, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты. После определённого плана воспитательных бесед, развивающего кругозор, важно укрепить у обучающегося способность чувствовать красоту в мелочах. Это могут быть окружающие его предметы, красота их формы, цвета, музыкального звука и т. д., а также различать комедийные и трагические, чистые и подлые черты в поведении людей и героев произведений искусства.  Если при этом анализе ученик испытывает чувство удовольствия или неудовольствия, то мы добьёмся того, что называют эстетическим восприятием, развивающимся на основе чувственного восприятия.
            Обязательно работу по музыкально-эстетическому воспитанию, надо вести систематически, эта работа должна быть неотъемлемой составной частью деятельности, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. Занятия музыкой имеет большое значение в этом процессе. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения, во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания.
 
           Развивая интересы ученика, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы, так как музыкальное воспитание способствует формированию у детей эстетических чувств. Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». [3]  Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.]
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Главную роль в формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к жизни вообще. Важно отметить, что полученные знания и впечатления обогащают школьников, способствуют повышению их общественной активности.
          Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в школе искусств, на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство способствует повышению восприимчивости и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности.
        С занятиями по фортепиано неразрывно связано развитие у учащегося любви к труду, настойчивости, воли. Моя      работа, как преподавателя не будет в полной мере успешной, если ученик не научится полюбить работу и не станет самостоятельно упорно заниматься. Такие качества я стараюсь развивать у каждого своего ученика не только, чтобы достичь поставленные цели в прохождении программы класса, но также эти качества будут необходимы ему для работы в любой области.
     Целесообразно начинать эстетическое воспитание с эстетического общения.  Трансляция преподавателем его мировозрений, эстетических вкусов в учебном процессе, формирует осознание восприятия эстетики воспитанниками. Учителю нужно обязательно обращать внимание на эстетических сторонах изучаемого предмета, анализировать эстетическую сторону творческого процесса. Для эстетического воспитания школьников личность преподавателя имеет огромное значение, поэтому его речь, внешний вид, манера поведения и общая культура могут стать образцом для подражания эстетического поведения. В роли художественного руководителя, лидера – специалиста здесь выступает преподаватель дополнительного образования детей. "В человеке всё должно быть прекрасно...", [4] (как в своё время написал Антон Павлович Чехов, в пьесе «Дядя Ваня». Автор старался донести до читателей ту идею, что прекрасна в человеке душа, а не внешняя красота.
         Творческая культурная деятельность, результаты которой духовно обогащают образцами культуры и ценностями искусства, бесспорно является музыкально-эстетическая культура. Такая деятельность способствует созиданию в человеке чувство прекрасного и всестороннего развития личности. Творчество объединяет различные виды музыкальной, художественной и эстетической деятельности, тем самым даёт положительные результаты на формирование эстетического восприятия происходящего вокруг.
         Разнообразные образовательные мероприятия, позволяют решить множество воспитательных задач педагога, при художественном восприятии предлагаемого материала, вызывают эстетические чувства у слушателей и участников образовательного процесса. В индивидуальных проявлениях учеников творчество проявляется импровизационно, преподавателю нужно вовремя обнаружить предпочтения этих проявлений, определяя направление форм деятельности, дать возможность сделать свой выбор. Занятия в школе искусств, придают интересам ребёнка эстетическую направленность, которые развивают художественный вкус, расширяют кругозор, тем самым обогащается личность обучающегося. Поэтому занятия музыкой лучше начинать с младшего школьного возраста.
         Когда педагог ставит задачу сформировать эстетическую культуру обучающегося, немаловажным условием является выбор изучаемого репертуара, организация праздников и вечеров, совмещающие действия и эмоции в размышление о высоком, нравственном, побуждать интерес к получению новых знаний, которые развивают художественный вкус.
Для чего это нужно? По моему мнению, формировать представление о прекрасном, нужно для того, чтобы ученик самостоятельно смог, с эстетической точки зрения, подойти к различным жизненным ситуациям от положения вещей в его комнате, выбора одежды, до определения со своими музыкальными и художественными пристрастиями.
        В своей педагогической практике я стараюсь транслировать тематические вечера, музыкальные гостиные, концерты-лекции такие, как например: «Чайковский и его музыка детям»; «Волшебный мир искусства»; «Музыкальная викторина»; «День рождения Антонио Вивальди»; «Его величество Фортепиано» и другие. Ученики являются, как слушателями на этих мероприятиях, так и активными участниками. Такой процесс познания в творческой атмосфере со временем становится развивающим, стимулирующим потребность к получению нового, неведомого в искусстве.  Новые впечатления от полученных знаний обогащают слушателей в духовном плане и дают возможность проявить себя в кругу друзей, укрепить своё положение в окружающем обществе.
Постоянное наблюдение за деятельностью учащихся в учреждении дополнительного образования, позволяет создавать благоприятные условия для развития необходимых черт и качеств характера. Например: активно пропагандировать музыку и музыкантов; организовывать музыкальные театрализации; развивать самостоятельность, общительность, ответственность; создавать атмосферу дружеского понимания и сопереживания. Если пробуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности, расширять их музыкальный кругозор, это также способствует  музыкально – эстетическому воспитанию. Получение таких впечатлений дают возможность проявить себя в кругу своих сверстников, быть в центре внимания.

Литература:
1. источник: сайт - (канаева.рф)
2. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.
3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей.  М.: Наука, 2003.
4. Чехов А.П. Дядя Ваня. Издательство АСТ, АСТ Москва, 2007.
  5. Эстетическое воспитание школьника / Под ред. П.В. Чепаловой. – М., 1999.
            6.Энциклопедический словарь.       (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/ИСКУССТВО)

 

 

 

 

 

 

 

 


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ