Методическая работа

 

В настоящее время вопросам образования и музыкального воспитания уделяется много внимания, изучается и обобщается накопленный педагогический опыт, а также изучаются современные достижения.

Мною составлена своя рабочая образовательная программа, срок обучения-5лет, которую применяю в своей музыкально-воспитательной методике при индивидуальном обучении. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это помогает осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

 Знакомлюсь с новыми разработками методической литературы и использую их в своей работе.

В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю ее сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.

При работе над новым материалом учитываю индивидуальные и психологические особенности учащихся.

Ежегодно мною в музыкальной школе проводятся открытые уроки.  

Активное участие принимаю в межзональных и областных педагогических конференциях.

Самоанализ педагогической деятельности

Черниковой Елены Ивановны

Преподавателя специальности по классу фортепиано

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.

      Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

  1. Повышение мотивации к обучению игры на фортепиано.
  2. Развитие творческого мышления, памяти, чувства ритма.
  3. Гармоничное развитие личности.

        Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась.

В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти.

Учащиеся, которые имеют средние музыкальные данные, не стремящиеся стать профессиональными музыкантами и желающие научиться исполнять современную популярную музыку для себя - требуют иного подхода в работе с ними:

  1. Развивать музыкальность ребёнка, его ритмические и мелодические представления.
  2. Овладение пианистическими навыками в более длительный период, чем обычно.
  3. Учебный материал составлять из несложных, но интересных музыкальных сочинений с ярким музыкальным характером.
  4. Уроки должны быть увлекательные, развивающие и поддерживающие интерес к обучению, особенно на начальном периоде.

Основные формы работы на уроке, на мой взгляд, должны стать:

чтение с листа, ансамблевая игра, а в старших классах аккомпанемент, практиковать и эскизное исполнение некоторых пьес по нотам в достаточном темпе, сохраняя художественный замысел фортепианного произведения. Репертуар необходимо составлять с преобладанием пьес яркого и образного характера, сочетая классику с танцевальными мелодиями, пьесами различных стилей и разных по сложности, включая обработки народных песен и современных композиторов.

Целью моего обучения детей  является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от меня высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения.

Мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент.

 Обучение музыке и искусствам должно рассматриваться, прежде всего, как способствующее целям детского целостного развития и только на втором плане должно стоять достижение высокого результата. Что касается талантливых детей, то при обучении музыке важно не то, насколько искусными музыкантами они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.

Искусство имеет огромное значение для воспитания и обучения детей.

Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения применимы к любому ребёнку. Разница лишь в том, что музыкантом-профессионалом может стать высокоодарённый ученик, в то время как подавляющее большинство учащихся становятся  музыкантом-любителем.

Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса.

 

 

Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ.

 

Фортепианный ансамбль представляет собой одну из многих и содержательных ветвей камерной ансамблевой музыки и занимает важное место в иерархии мирового классического искусства.

 История фортепианного ансамбля.

 Жанр этот начал стремительно развиваться во 2-ой половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали, открывались неведомые регистровые краски. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в 4 руки писали почти все композиторы 19-20 столетия.

В Европе, в России в 19 веке ансамблевое исполнение на фортепиано ­ стало излюбленным видом домашнего музицирования. 

Фортепианно- Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты.

ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов, обучающихся в музыкальной школе. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества.

Уже с первых шагов обучения на фортепиано ученик знакомится с ансамблевым музицированием: педагог–ученик. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. За счёт насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более живым и интересным. Это позволит ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Игра учитель–ученик плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом.

Занятия фортепианным ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.

Уже с первых шагов обучения на фортепиано ученик знакомится с ансамблевым музицированием: педагог–ученик. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. За счёт насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более живым и интересным. Это позволит ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Игра учитель–ученик плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом.

Занятия фортепианным ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.

https://youtu.be/MpprnsJQX_4

 

 

Открытый урок: «Взаимосвязь техники исполнения и музыкально – художественного воспитания ученика».

 

Один из главных принципов в пианистическом развитии ученика - единство музыкальных и технических задач, полный контакт между ними. Конечная цель такого развития- подчинение двигательной системы музыкальной воле исполнителя, подчинение автоматическое. Уже с самого начала обучения каждый игровой прием или навык должен быть не абстрактным, а обоснованным выражением музыкальной задачи. Точно также музыкальный образ, тот или иной характер звука необходимо увязывать с соответствующей формой движения.

 

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее. Понятие “фортепианная техника” включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению. Он должен освоить различные приемы звукоизвлечения и овладеть всеми видами туше – основными красками звуковой палитры. Работая над техническими навыками игры невозможно обойтись без задачи звуковедения. Говоря о музыке, к освоению и приобретению технических навыков надо относится творчески. Умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки, помогает приобрести певучее легато, цельность музыкальной фразировки. Свобода рук, свобода всего пианистического аппарата – точность прикосновения пальцев к клавишам – все это и есть предпосылки хорошего пианистического звука. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

 

В работе над техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трех факторов: активных, ведущих пальцев, перемещающейся опоры (гибкая, подвижная кисть) и крупного движения всей руки. Гаммы арпеджио, составляют существенную часть пианистической техники. Гаммы как замечает К. Черни “одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю. Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним.” Техническое мастерство пианиста: четкость, беглость, ровность, динамическое разнообразие воспитывается на гаммах и других компонентах всего гаммового комплекса. Все это составляет понятие техники в широком значении этого слова.

 

Это не должно быть нудной однообразной работой, а надо сделать упражнения интересными, надо помнить о конечной цели занятия техникой: не играть механически, а контролировать слухом художественный результат как-будто это фрагменты музыкального произведения. «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука»(В. Сафронов).

 

Часто ученики бывают удовлетворены, когда играют гамы и арпеджио в достаточно подвижном темпе средним звуком и правильными пальцами, но настоящая работа только тут и начинается. Нужно ставить перед собой такие задачи, как исполнить гамму в разных темпах. Сыграть гамму легато и стаккато. Играть тихо и громко, ровно по звуку или с крещендо и диминуэндо. Можно менять артикуляцию и динамику на протяжении одной и той же гаммы. Никакое упражнение, каким бы сухим оно не казалось, не должно быть сыгранно мертвым безжизненным тоном, - пишет Сафронов,- Живость звука есть единственное условие плодотворного упражнения.

 

Итак, на основе изложенных принципов развития техники, мы готовим пианистический аппарат, чтоб он смог непосредственно легко и свободно выполнять каждое музыкальное волеизъявление исполнителя. При этом нужно помнить, что главной целью является применение этих принципов в художественно-музыкальной литературе. Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений, душевный подъем, появляется неодолимая потребность разрушить все барьеры на пути к яркому выражению музыки. Именно это может вывезти техника пианиста на широкие просторы подлинного владения исполнительским искусством. «Только навыки, приобретенные при воплощении художественного образа в материале, могут привести к подлинной виртуозности исполнителя» (С. Савшинский)

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Е.М. Тимакин “Воспитание пианиста”

2. Б. Крименштейн “Педагогика Г.Г. Нейгауза”

3. Вопросы музыкальной педагогики. Москва “Музыка”

4. Л. Баренбойм “Путь к музицированию

5.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».

 

 Урок с ученицей 3класса Барабанова Анна.

 

Тип урока: комбинированный-обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение их на практике.

 

Фрма урока: индивидуальная.

 

Цеоль урока: 

 

-воспитание художественно-исполнительской инициативы;

 

-поиск рациональных приёмов работы над преодолением технических и художественных трудностей;

 

-закрепление навыков игры различных музыкальных произведений со слуховым контролем.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

– закрепить теоретические знания (штрихи, аппликатурный принцип, средства музыкальной выразительности) ;

 

 -закрепить практические навыки (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному);

 

 -умение применить полученные знания.

 

Развивающие:

 

-развивать двигательно-игровые навыки;

 

- развивать   музыкально-образное мышление, музыкальный   кругозор;

 

-развивать инициативу в творчестве и самостоятельность в работе;

 

Воспитательные:

 

– воспитание любви к предмету;

 

- повышение уровня познавательной мотивации;

 

- формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни;

 

-воспитание навыков самоконтроля.

 

Ожидаемый результат:

 

Ученица закрепит и усовершенствует приёмы работы над техническими и художественными трудностями, которые будет применять в дальнейшей самостоятельной работе.

 

-специальный стул.

 

План урока

 

                 Основная часть урока:

 

      -Работа над гаммой ре-минор

 

      -Г.Беренс  «Этюд» до мажор

 

      -А.Гречанинов «Мазурка»

 

      - Вариации на тему песни «Маленькой елочке»

 

     

 

Ход урока.

 

     

 

Основная часть урока.

 

Гамма ре минор. В работе гаммой уделялось внимание точности аппликатуры. Для достижения хорошей пальцевой артикуляции был предложен приём игры на стаккато.

 

При отработке ловкого, ровного подкладывания 1 пальца применили упражнение.

 

Для лучшего слухового контроля аккорды отрабатывали каждой рукой отдельно, добиваясь плавного яркого звучания и активности пальцев при взятии аккордов и их  последующего переноса.

 

К.Черни «Этюд» до мажор

 

При исполнении этюда перед ученицей была поставлена задача в точном ритмическом исполнении пассажей как в правой ,так и в левой руках. Также акцентировалось внимание на соотношении  динамической окраски партий правой и левой руки.

 

А.Гречанинов  «Мазурка»

 

В процессе работы над произведением ученице нужно  было установить, из скольких частей состоит это произведение. Перед ученицей была поставлена задача исполнить это произведение максимально выразительно и точно соблюдая авторские   динамические указания . Затем, для создания более точного художественного образа, было предложено прибавить темп  произведения.

 

Вариации на тему «Маленькой елочке»

 

При работе над вариациями  была поставлена задача, показать выразительное исполнение  темы, где  тема переходит в левую руку, а аккомпанемент  - в правую руку. В последней вариации прорабатывалась левая рука, где были альбертиевы басы,-  ритмически разложенных аккордов. 

 


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ