http://www.culture.ru/
Методическая работа
В настоящее время вопросам образования и музыкального воспитания уделяется много внимания, изучается и обобщается накопленный педагогический опыт, а также изучаются современные достижения.
Мною составлена своя рабочая образовательная программа, срок обучения-5лет, которую применяю в своей музыкально-воспитательной методике при индивидуальном обучении. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это помогает осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Знакомлюсь с новыми разработками методической литературы и использую их в своей работе.
В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю ее сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.
При работе над новым материалом учитываю индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Ежегодно мною в музыкальной школе проводятся открытые уроки.
Активное участие принимаю в межзональных и областных педагогических конференциях.
Самоанализ педагогической деятельности
Черниковой Елены Ивановны
Преподавателя специальности по классу фортепиано
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
- Повышение мотивации к обучению игры на фортепиано.
- Развитие творческого мышления, памяти, чувства ритма.
- Гармоничное развитие личности.
Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась.
В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти.
Учащиеся, которые имеют средние музыкальные данные, не стремящиеся стать профессиональными музыкантами и желающие научиться исполнять современную популярную музыку для себя - требуют иного подхода в работе с ними:
- Развивать музыкальность ребёнка, его ритмические и мелодические представления.
- Овладение пианистическими навыками в более длительный период, чем обычно.
- Учебный материал составлять из несложных, но интересных музыкальных сочинений с ярким музыкальным характером.
- Уроки должны быть увлекательные, развивающие и поддерживающие интерес к обучению, особенно на начальном периоде.
Основные формы работы на уроке, на мой взгляд, должны стать:
чтение с листа, ансамблевая игра, а в старших классах аккомпанемент, практиковать и эскизное исполнение некоторых пьес по нотам в достаточном темпе, сохраняя художественный замысел фортепианного произведения. Репертуар необходимо составлять с преобладанием пьес яркого и образного характера, сочетая классику с танцевальными мелодиями, пьесами различных стилей и разных по сложности, включая обработки народных песен и современных композиторов.
Целью моего обучения детей является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от меня высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения.
Мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент.
Обучение музыке и искусствам должно рассматриваться, прежде всего, как способствующее целям детского целостного развития и только на втором плане должно стоять достижение высокого результата. Что касается талантливых детей, то при обучении музыке важно не то, насколько искусными музыкантами они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.
Искусство имеет огромное значение для воспитания и обучения детей.
Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения применимы к любому ребёнку. Разница лишь в том, что музыкантом-профессионалом может стать высокоодарённый ученик, в то время как подавляющее большинство учащихся становятся музыкантом-любителем.
Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.
Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса.
Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ.
Фортепианный ансамбль представляет собой одну из многих и содержательных ветвей камерной ансамблевой музыки и занимает важное место в иерархии мирового классического искусства.
История фортепианного ансамбля.
Жанр этот начал стремительно развиваться во 2-ой половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали, открывались неведомые регистровые краски. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в 4 руки писали почти все композиторы 19-20 столетия.
В Европе, в России в 19 веке ансамблевое исполнение на фортепиано стало излюбленным видом домашнего музицирования.
Фортепианно- Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты.
ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов, обучающихся в музыкальной школе. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества.
Уже с первых шагов обучения на фортепиано ученик знакомится с ансамблевым музицированием: педагог–ученик. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. За счёт насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более живым и интересным. Это позволит ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Игра учитель–ученик плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом.
Занятия фортепианным ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.
Уже с первых шагов обучения на фортепиано ученик знакомится с ансамблевым музицированием: педагог–ученик. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. За счёт насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более живым и интересным. Это позволит ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Игра учитель–ученик плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом.
Занятия фортепианным ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.
Открытый урок: «Взаимосвязь техники исполнения и музыкально – художественного воспитания ученика».
Один из главных принципов в пианистическом развитии ученика - единство музыкальных и технических задач, полный контакт между ними. Конечная цель такого развития- подчинение двигательной системы музыкальной воле исполнителя, подчинение автоматическое. Уже с самого начала обучения каждый игровой прием или навык должен быть не абстрактным, а обоснованным выражением музыкальной задачи. Точно также музыкальный образ, тот или иной характер звука необходимо увязывать с соответствующей формой движения.
Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее. Понятие “фортепианная техника” включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению. Он должен освоить различные приемы звукоизвлечения и овладеть всеми видами туше – основными красками звуковой палитры. Работая над техническими навыками игры невозможно обойтись без задачи звуковедения. Говоря о музыке, к освоению и приобретению технических навыков надо относится творчески. Умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки, помогает приобрести певучее легато, цельность музыкальной фразировки. Свобода рук, свобода всего пианистического аппарата – точность прикосновения пальцев к клавишам – все это и есть предпосылки хорошего пианистического звука. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.
В работе над техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трех факторов: активных, ведущих пальцев, перемещающейся опоры (гибкая, подвижная кисть) и крупного движения всей руки. Гаммы арпеджио, составляют существенную часть пианистической техники. Гаммы как замечает К. Черни “одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю. Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним.” Техническое мастерство пианиста: четкость, беглость, ровность, динамическое разнообразие воспитывается на гаммах и других компонентах всего гаммового комплекса. Все это составляет понятие техники в широком значении этого слова.
Это не должно быть нудной однообразной работой, а надо сделать упражнения интересными, надо помнить о конечной цели занятия техникой: не играть механически, а контролировать слухом художественный результат как-будто это фрагменты музыкального произведения. «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука»(В. Сафронов).
Часто ученики бывают удовлетворены, когда играют гамы и арпеджио в достаточно подвижном темпе средним звуком и правильными пальцами, но настоящая работа только тут и начинается. Нужно ставить перед собой такие задачи, как исполнить гамму в разных темпах. Сыграть гамму легато и стаккато. Играть тихо и громко, ровно по звуку или с крещендо и диминуэндо. Можно менять артикуляцию и динамику на протяжении одной и той же гаммы. Никакое упражнение, каким бы сухим оно не казалось, не должно быть сыгранно мертвым безжизненным тоном, - пишет Сафронов,- Живость звука есть единственное условие плодотворного упражнения.
Итак, на основе изложенных принципов развития техники, мы готовим пианистический аппарат, чтоб он смог непосредственно легко и свободно выполнять каждое музыкальное волеизъявление исполнителя. При этом нужно помнить, что главной целью является применение этих принципов в художественно-музыкальной литературе. Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений, душевный подъем, появляется неодолимая потребность разрушить все барьеры на пути к яркому выражению музыки. Именно это может вывезти техника пианиста на широкие просторы подлинного владения исполнительским искусством. «Только навыки, приобретенные при воплощении художественного образа в материале, могут привести к подлинной виртуозности исполнителя» (С. Савшинский)
Список использованной литературы:
1. Е.М. Тимакин “Воспитание пианиста”
2. Б. Крименштейн “Педагогика Г.Г. Нейгауза”
3. Вопросы музыкальной педагогики. Москва “Музыка”
4. Л. Баренбойм “Путь к музицированию
5.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
Урок с ученицей 3класса Барабанова Анна.
Тип урока: комбинированный-обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение их на практике.
Фрма урока: индивидуальная.
Цеоль урока:
-воспитание художественно-исполнительской инициативы;
-поиск рациональных приёмов работы над преодолением технических и художественных трудностей;
-закрепление навыков игры различных музыкальных произведений со слуховым контролем.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить теоретические знания (штрихи, аппликатурный принцип, средства музыкальной выразительности) ;
-закрепить практические навыки (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному);
-умение применить полученные знания.
Развивающие:
-развивать двигательно-игровые навыки;
- развивать музыкально-образное мышление, музыкальный кругозор;
-развивать инициативу в творчестве и самостоятельность в работе;
Воспитательные:
– воспитание любви к предмету;
- повышение уровня познавательной мотивации;
- формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни;
-воспитание навыков самоконтроля.
Ожидаемый результат:
Ученица закрепит и усовершенствует приёмы работы над техническими и художественными трудностями, которые будет применять в дальнейшей самостоятельной работе.
-специальный стул.
План урока
Основная часть урока:
-Работа над гаммой ре-минор
-Г.Беренс «Этюд» до мажор
-А.Гречанинов «Мазурка»
- Вариации на тему песни «Маленькой елочке»
Ход урока.
Основная часть урока.
Гамма ре минор. В работе гаммой уделялось внимание точности аппликатуры. Для достижения хорошей пальцевой артикуляции был предложен приём игры на стаккато.
При отработке ловкого, ровного подкладывания 1 пальца применили упражнение.
Для лучшего слухового контроля аккорды отрабатывали каждой рукой отдельно, добиваясь плавного яркого звучания и активности пальцев при взятии аккордов и их последующего переноса.
К.Черни «Этюд» до мажор
При исполнении этюда перед ученицей была поставлена задача в точном ритмическом исполнении пассажей как в правой ,так и в левой руках. Также акцентировалось внимание на соотношении динамической окраски партий правой и левой руки.
А.Гречанинов «Мазурка»
В процессе работы над произведением ученице нужно было установить, из скольких частей состоит это произведение. Перед ученицей была поставлена задача исполнить это произведение максимально выразительно и точно соблюдая авторские динамические указания . Затем, для создания более точного художественного образа, было предложено прибавить темп произведения.
Вариации на тему «Маленькой елочке»
При работе над вариациями была поставлена задача, показать выразительное исполнение темы, где тема переходит в левую руку, а аккомпанемент - в правую руку. В последней вариации прорабатывалась левая рука, где были альбертиевы басы,- ритмически разложенных аккордов.